На главную Исследования

Оценочная классификация на примере Mars: War Logs

7

Считаете ли вы справедливым, что классификация игр имеет двунаправленную схему: либо игра AAA (высокобюджетный проект), либо B-title (причисляется все остальное)? Я нахожу это парадоксальным, учитывая что на практически любое жанровое ответвление, необычную геймплейную фичу, люди/игроки/разработчики/издатели готовы навесить новый ярлык в кратчайший срок — часто еще до выхода игры. Жанры и поджанры появляются с такой скоростью и в таком количестве, что иногда понимаешь что перестал в них ориентироваться (порой они даже имеют по несколько названий: arpg; уточняющее — диаблоид).

Существует еще одна, пользовательская классификация, не менее примитивная и уже давно потерявшая актуальность: AAA и инди (к инди через тире приписывается свое отношение). При таких раскладах дяди и тети, которые никакого отношения не имеют ни к тем, ни к другим теряются в межклассификации, им приходится прикидываться инди или вообще игнорировать данные рамки, потому что они не делают ААА, но и не делают треш. Еще хуже, что такая классификация стрижет под одну гребенку, проводит уравниловку: тут вам сидят и те, кто делает игры через RPG Maker, и малолетние разработчики вызывающего игрового шлака, из-за которого нам нравится Steam все меньше, и неплохие инди-игры в настоящем понимании этого слова, наверное люди ошибочно включают сюда и разработчиков варгеймов, и любых других не слишком популярных, не дорогих проектов, и навешивают ярлык инди на какой-нибудь Spiders Games, которые ими не является совершенно.

Термин AAA начали употреблять в 1990-х основываясь на оценочной классификации США (где А — это высочайшее, а F — фейл). Термин B-titles считается корректным обращением ко всем остальным наименованиям, которым оказались не нужны или которые не заполучили необходимые денежные средства. Использовать этот термин начали в аналогии с низкобюджетными, второсортными B-movies, фильмами на любителя, а не основной контингент. Начали употреблять его вовсе не дяди, которых посадили вместе в кутузку с буквенным кодом B. К тому же, таким образом кинематограф и игровую индустрию уравняли. Вызвано это, тем, что в то время игровая индустрия только развивалась, она не была настолько популярна, не имела столь высокого культурного резонанса, как сейчас и никому не требовалось анализировать, что же из нее получится. Но маркетологи были уже тогда. Мы пользуемся совершенно устаревшими понятиями, очень похожими на то, как если бы вы попытались приписать одни и те же качества музыке и изобразительному искусству.

Натолкнули меня на эту мысль как раз Spiders Games, на примере которых хотелось бы уточнить, кем именно они являются в отношении классификации по инди-признаку или по рейтингу навязанному представителями крупных компаний еще в бородатых 1990-х годах. Подумать только, индустрия скачет семимильным шагами, прошло уже более 20 лет, а воз и ныне на том же месте.

В Мелочах за неделю #109 будут упомянуты Spiders Games, опубликовавшие трейлер для своей следующей игры. Надо сказать, что послужной список у студии внушительный, но есть вероятность, что вы просто не играли ни в одну из их игр: Faery: Legends of Avalon; Of Orcs and Men; Bound by Flame; Mars: War Logs и находящийся в разработке The Technomancer. Все это необычные игры, яркие своими мирами, но не каждый в них сможет играть. Часто они деревянные, иногда они яркие внешне, но совершенно вторичные по начинке. Недавно я попробовал поиграть в Mars: War Logs и откровенно отгонял зевоту на протяжении 2-3 часов, ожидая, мол, вот сейчас она раскроется, я пойму ради чего эти ребята трудились эти тысячи, а то и десятки тысяч человекочасов, но терпение кончилось и я просто удалил ее. Проблем у игры достаточно. К примеру: нелепая, не позволяющая погрузиться в атмосферу, заставляющая нервно ерзать на стуле анимация в диалогах (которых полно); отвратительная, деревянная, не впечатляющая ничем боевая система (скорее даже вызывает отвращение). От игры не появляется впечатления, будто ты открыл для себя новый, необычный мир.

Начинается Mars: War Logs с того, что мы спасаем игрового рассказчика в песочной душевой от какого-то гомосексуального борова и сотоварищей. Там идет какой-то совершенно дикий, нелепый разговор, где боров разговаривает с главным героем, в ответ получает молчание, несколько раз пытается пробиться сквозь это молчание и ретируется. Вишенкой на торте нелепого «диалога» была анимация наложенная на устаревшую, угловатую модель жирдяя. Когда, казалось бы, обычная вещь происходит совершенно не так, как это должно быть, когда на столе валяются детали с детальками из разных паззлов, которые можно собрать вместе, но получится что-то совершенно чуждое, отвращающее. Иногда и с играми происходит также. Spiders Games — безусловные рекордсмены игровой индустрии, так как стабильно заставляют различные, потенциально интересные игровые мелочи разваливаться при попытке приобщиться.

Возвращаясь к сюжету, недолго думая мы, как спаситель, берем судьбу за хвост и призываем этого сопливого мальца делать все так, как мы скажем и тогда в кратчайшие сроки мы обязательно выберемся из этой марсианской тюрьмы, а возможно и прекратим войны корпораций. Само собой, нам тут же насовывают кучу однообразных побочных заданий, мы начинаем расследовать почему креветкообразные псы начали себя вести так необычно — стандартный набор для такой обычной RPG, где задания — лишь средство отправить персонажа восвояси. Многое в игре было бы простительно, если бы мы поиграли в нее 5-7 годами ранее, но она технологически устарела еще до того, как вышла.

Вряд ли можно считать вариантом недостаточную пряморукость разработчиков (в таком случае, разработчики должны были наступать на одни и те же грабли раз за разом, совершенно ничего не усваивая), скорее тут вопрос финансовый, может быть временной. Spiders Games очень старается быть похожей на настоящих AAA, но со всей определенностью можно сказать, что ей не хватает ресурсов. Тем не менее, компания прочно лежит под издателем Focus Home Interactive, который напрямую курирует ее деятельность. Уже только это снимает с компании ярлык «инди», если вы уже успели его набросить. Тем не менее, именно Spiders Games наиболее подходит к термину B-titles. Компания имеет откровенно недостаточные бюджеты для игр ее размаха; компания не является инди, так как не является независимой/не рисует пиксель-арт/не старается перевернуть индустрию очередной смелой идеей. Сравните игру с жутко популярной сегодня Stardew Valley, которая выглядит как инди и является инди, несмотря на партнерство с инди-издателем Chucklefish. Stardew Valley сделал один человек без высокого бюджета, не стараясь стать похожим на AAA, является инди, но при нынешней классификации его ждет ярлык B-titles, который сделает — что? Является ли Kalypso Media Digital разработчиком B-titles (вы же согласны, что она не делают ААА-игр?)? Можно ли ставить Kalypso в одну категорию с разработчиками War for the Overworld? Может ли стоять рядом UnReal World, на разработку которого ушло почти 20 лет?

Классификация по двойственному признаку выгодна только тогда, когда издатель хочет подчеркнуть, что именно его игра обладает высоким бюджетом, а значит вы можете сразу кидать деньги в монитор, так как она будет шик. Даже если вы считаете ААА-игры жвачкой для казуальных игроков, то все равно прежде всего акцентируете внимание на этом. Думаю, вы запоминаете эти три буквы в ассоциации с той или иной игрой быстрее, чем ее жанр или название. С другой стороны, начни журналисты употреблять направо и налево — это игра категории B, то от этого вы не получили бы ровно никакой информации, кроме той, что она не обладает высоким бюджетом. Есть ли в этом какой-либо смысл? С точки зрения практической пользы для игрока — никакой. Для издателей высокобюджетных игр, конечно, очень удобно разделить мир на себя и всех остальных. Вы также не найдете ответа на вопрос, есть ли смысл употреблять значение инди, которое безотносительно геймплейных роликов, подробных расказов, что предлагает игра не значит ровным счетом ничего (особенно, учитывая, какую мешанину смыслов умудрились навалить в этот термин за последние 5-6 лет). Наверное, было бы разумно расширить рамки, составить современную и более эффективную для пользователя буквенную классификацию для игровой индустрии, потому что отречься от ярлыков не получится. Люди любят ярлыки.

  • Tovarischch

    u0412 u043eu0431u0449u0435u043c u0438 u0446u0435u043bu043eu043c u0432u0441u0451 u0432u0435u0440u043du043e u0440u0430u0441u043fu0438u0441u0430u043b.nn

    u0441u0442u0440u0438u0436u0435u0442 u043fu043eu0434 u043eu0434u043du0443 u0433u0440u0435u0431u0435u043du043au0443 u0432u0441u0435u0445, u043au0442u043e u0437u0430u0448u0435u043b u043du0435 u0432 u043cu043eu0434u043du0443u044e u043fu0430u0440u0438u043au043cu0430u0445u0435u0440u0441u043au0443u044e, u0430 u0432 u043cu0435u0441u0442u043du0443u044e, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0432u0441u0435u0445 u0443u0441u0442u0440u0430u0438u0432u0430u043bu0430

    nu0412u043eu0442 u044du0442u043e u0440u0435u0447u0435u0432u043eu0439 u0432u043eu0434u043eu0432u043eu0440u043eu0442, u044f u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u043du0438u0444u0438u0433u0430 u043du0435 u043fu043eu043du044fu043b, u0447u0442u043e u0442u044b u0445u043eu0442u0435u043b u0441u043au0430u0437u0430u0442u044c.

    • u0443u0436u0435 u043fu043eu043cu0435u043du044fu043b. u0442u0430u043c u0431u044bu043bu043e u043du0435u0432u043du044fu0442u043du043eu0435 u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u0435 u044du043bu0438u0442u0430u0440u043du044bu0445 u0438u0437u0434u0430u0442u0435u043bu0435u0439 u0438 «u0432u0441u0435u0445 u043eu0441u0442u0430u043bu044cu043du044bu0445», u0443u0431u0440u0430u043b u0440u0430u0437 u043du0435u043fu043eu043du044fu0442u043du043e. u043fu0435u0440u0435u0434u0443u043cu044bu0432u0430u0442u044c u043eu0441u043eu0431u043e u0441u0438u043b u043du0435u0442, u0442u0430u043c u043cu0435u043bu043eu0447u0435u0439 u0441u043au043eu043fu0438u043bu043eu0441u044c, u0443u0436u0435 u0442u0440u0435u0442u0438u0439 u0437u0430u0445u043eu0434 u0434u0435u043bu0430u044e u0441 u043fu0435u0440u0435u0434u044bu0445u043eu043c.

      • Tovarischch

        u0414u0430, u0442u0430u043a u043bu0443u0447u0448u0435.nu041e «u043cu0435u043bu043eu0447u0430u0445» u043du0435 u0431u0435u0441u043fu043eu043au043eu0439u0441u044f, u043du0435 u043du0430u0434u043e u043fu0435u0439u0441u0430u0442u044c u0447u0435u0440u0435u0437 u0441u0438u043bu0443, u043fu043eu0432u0435u0440u044c, u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0441u043au0443u0447u043du0443u044e u0431u0435u0437u0431u043bu0430u0433u043eu0434u0430u0442u043du0443u044e XYNTY u0440u0430u0437 u0432 u043du0435u0434u0435u043bu044e u0433u043eu0440u0430u0437u0434u043e u043cu0435u043du0435u0435 u043fu0440u0438u0432u043bu0435u043au0430u0442u0435u043bu044cu043du043e, u0447u0435u043c u0445u043eu0440u043eu0448u0438u0439, u0434u043eu0431u0440u043eu0442u043du044bu0439 u0442u0435u043au0441u0442u0438u0439 u0440u0430u0437 u0432 u043cu0435u0441u044fu0446.nP.S. u0423 u0442u0435u0431u044f u043cu0438u0442u043eu043b-u043au0430u0440u0442u043eu0447u0435u043a u041cu0438u0443u0441u0430 u043du0435 u0432u044bu043fu0430u0434u0430u043bu043e?

        • u043cu0435u043bu043eu0447u0438 u043du0430u0434u043e u0434u043eu0431u0438u0442u044c, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u0438u0445 u0443u0436u0435 u043du0435 u0431u044bu043bu043e 3 u043du0435u0434u0435u043bu0438. u0441u043du0430u0447u0430u043bu0430 u0431u043eu043bu0435u043b, u043fu043eu0442u043eu043c u043fu0440u0430u0437u0434u043du0438u043au0438 — u043du0435 u0434u043e u0442u043eu0433u043e u0431u044bu043bu043e. nu043fu043e u043cu0438u0443u0441u0443 u0444u043eu0439u043bu043eu0432 u043du0435 u0431u044bu043bu043e. u0434u0430 u044f u0438u0445 u0438 u043du0435 u043au043eu043fu043bu044e, u0441u0440u0430u0437u0443 u043du0430 u043cu0430u0440u043au0435u0442 u0441u043fu043bu0430u0432u043bu044fu044e.

          • Tovarischch

            u0415u0441u043bu0438 u0431u0443u0434u0443u0442, u043eu0441u0442u0430u0432u044c u0434u043bu044f u043cu0435u043du044f u043fu043eu0436u0430u043bu0443u0439u0441u0442u0430. u0422u043eu043bu044cu043au043e u043cu0438u0442u043eu043b u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u0443u0435u0442.

  • Pingback: Dokole?! — Мелочи за неделю #109()

  • Pingback: Dokole?! — Мелочи за неделю #110()