На главную Исследования

Дневник разработчиков CMANO: Chains Of War о повреждениях воздушной техники

1

Возвращение домой в целости или по частям

— Другой проблемой было то, что A-10 оказался уязвим для вражеского огня из-за своей низкой скорости […]. У нас было множество штурмовиков A-10, которые получали повреждения от наземного огня. Если честно, мы отозвали все A-10 с воздушного пространства Республиканской гвардии Ирака, и использовали их на менее опасных линиях фронта. И это хорошо, если у вас есть силы, которые позволят сделать это. В нашем случае для охоты за Республиканской гвардией сгодились истребители F-16
— В какой момент вы приняли такое решение?
— Думаю, это произошло, когда четырнадцать из моих самолётов на перроне производили исправление полученных боевых повреждений, и я потерял два A-10 в один день [15 февраля]. Тогда и решил: «С меня хватит».

Из интервью Chuck Horner журналу Air Force Magazine в июне 1991г.

Комплексная модель повреждений воздушной техники — обычное дело для различных боевых авиасимуляторов, но для тактических, операционных, стратегических симуляторов и варгеймов — это редкое явление. И для этого есть причины. С самого начала CMANO следовали парадигме множества других похожих проектов, где расчёт повреждений для авиации был прост — 100% здоровья, пока не собьют. Тем не менее, мы всегда обращали внимание, можем ли сделать что-то более глубокое. Начиная с версии 1.12 мы предприняли значительные шаги вперёд в этом направлении.

Когда функция «Повреждения воздушной техники» включена в сценарии (она отключена по умолчанию, чтобы не сломать уже существующие сценарии), самолёты получают механику, которая оценивает конкретные повреждения при получении урона от оружия. Каждый самолёт теперь имеет собственные точки повреждений, связанных с его максимальным порогом допустимых структурных повреждений (также как у кораблей, подводных лодок, наземных юнитов и сооружений). Также были добавлены три особых уровня брони: для фюзеляжа, кабины и двигателей. Когда оружие воздействует на воздушное судно, повреждения учитываются для всей структуры самолёта, помимо этого, идет расчёт вероятности проникновения по каждому уровню брони. Каждое вероятное проникновение зависит от уровня брони, от природы и точности оружия (например, кумулятивные боеприпасы имеют больше шансов на проникновение, чем осколочно-фугасные), а также в расчёт берётся и фактор геометрии проводимых выстрелов и движения судна. К примеру, повреждения кабины куда более вероятны, если агрессор ведёт огонь по цели, расположившись спереди, повреждения двигателя наиболее вероятны при стрельбе сзади, а фюзеляж уязвим при стрельбе с фланга.

У пилота МиГа день не задался

Также, как и на других видах техники, при получении урона в самолётах может случиться замыкание. Экипаж будет пытаться устранить проблему каждые 5 секунд. Огонь может достаточно быстро распространиться через фюзеляж, нанося структурные повреждения самолёту. И если начнётся пожар, то это может привести к взрыву топливного бака и уничтожению техники (некоторые вещи особенно приводят в ярость, вроде взрыва от неконтролируемого пожара при приземлении). Возможны критические попадания — если кабина самолёта обстреляна, может случиться, что пилот потеряет контроль и техника будет уничтожена; двигатель также может быть повреждён или уничтожен (критически важно для одномоторных самолётов). Самолёты с хотя бы одним рабочим двигателем всё ещё могут попытаться добраться до базы, однако его нынешние кинематические возможности сильно затруднят возвращение. Самолёты с 80% структурных повреждений и более будут распадаться на части прямо в воздухе.кабина самолёта

Так как существующие уровни броневого оснащения были направлены на расчёт повреждений наземных юнитов (наименьшее значение брони базировалось на 40 мм эквиваленте катанной гомогенной брони), мы добавили несколько меньших уровней, чтобы более ясно разграничить отличия между типами брони, обычно встречающихся на самолётах. Список пересмотренных уровней:

  • Отсутствует: человеческая тушка, небронированный самолёт и т. д.
  • Броня — пистолет: бронежилет или эквивалент способных остановить пулю пистолета.
  • Броня — винтовка: бронежилет или эквивалент, способный остановить LMG (5.56 / 7.62mm и т. д.).
  • Броня — HMG: броня, которая может остановить крупнокалиберный пулемёт (12.7 / 14.5mm и т. д.).
  • RHA (Катанная гомогенная броня) – 20mm: может остановить 20mm бронебойный снаряд.
  • RHA – 25mm: может остановить 25mm бронебойный снаряд.
  • RHA – 30mm: может остановить 30mm бронебойный снаряд.
  • RHA – 35mm: может остановить 35mm бронебойный снаряд.
  • Лёгкая: может остановить 41-90mm бронебойный снаряд.
  • Средняя: может остановить 91-140mm бронебойный снаряд.
  • Тяжёлая: может остановить 141-200mm бронебойный снаряд.
  • Специальная: может остановить 201+ mm бронебойный снаряд.

US Air Force Plane

Самые верхние уровни брони, само собой, придётся пересмотреть в будущем, после того, как мы [УДАЛЕНО].

Самолётам присваиваются уровни «допустимых повреждений», которые действуют до тех пор, пока миссия не будет прервана и они не вернутся на базу. Для истребителей и штурмовиков такой предел установлен на 30%, для самолётов поддержки фронтовой авиации допустимая мера — 50%, для всей прочей воздушной техники — 10%. Как только этот порог будет превышен, воздушное судно останавливает выполнение текущей задачи и отправляется на базу. Игрок, конечно же, может отдать приказ о возвращении на базу ещё до того, как будет превышен допустимый предел повреждений. Повреждённые самолёты будут сбрасывать свой арсенал по мере возвращения на базу, чтобы нивелировать силу полученного ущерба (вне зависимости от установленной доктрины «Jettison stores under attack»).

Приземление для ремонта

Повреждённые самолёты, которые смогли вернуться на базу не будут волшебным образом восстановлены — потребуется много времени для ремонта. Так называемое «Расчётное время на поручение» [ETIC] вычисляется исходя из объёма и видов повреждений, таким образом, на ремонт может уйти от нескольких часов до дней и недель. Очевидно, что в зависимости от длительности сценария, вывести самолёт из боя до получения обширных повреждений может быть особенно важно. Рапорт по оценке времени на ремонт отправляется игроку через журнал сообщений, к примеру: «Самолёт-Х (класс Y) имеет повреждения. Расчётное время починки — Z-времени. Время на ремонт будет добавлено к статусу готовности самолёта».

Разработка и тестирование улучшенной модели повреждений для самолётов доставила немало веселья разработчикам и бета-тестерам. Бывали случаи, когда различия между боевыми характеристиками были незначительны. К примеру, тяжёлые управляемые ракеты класса «Воздух-Воздух» или зенитные управляемые ракеты сбивали небольшие самолёты без каких-либо «если». С другой стороны, лёгкие калибры противовоздушной обороны или ракеты с маленькими боеголовками (Стингер, AIM-9 и т. д.) при стрельбе по крупным и хорошо бронированным самолётам имели удручающий результат. Мы никогда не забудем, как одиночный Стингер или пулемётная очередь могли превратить бомбардировщик-ракетоносец B-52 в груду металлолома одним удачным попаданием. Теперь это исправлено.

Другим важным фактором (последней каплей, которая заставила нас больше не откладывать выпуск этой фичи) является постепенное введение в обиход высокоэнергетических лазеров. В настоящее время они не являются мощным оружием, способным сбить самолёт (даже большие летательные дроны) одним выстрелом. Для этого необходим сконцентрированный или последовательный огонь (чем-то напоминает ситуацию с оружейным огнём по самолётам во Вторую мировую войну). Улучшенная модель повреждений воздушной техники идеально подходит для моделирования это особенности, в которой не будет значительных улучшений в ближайшем будущем.

Пусть ремонт боевых повреждений вашей техники никогда не будет слишком долгим!